Намаз путника.

Опубликовано: admin
В своей жизни людям приходится совершать различные путешествия, начиная от поездок в деревню или к родственникам в другой город и заканчивая визитами в дальние страны. Для некоторых даже дорогу до работы можно назвать целым путешествием, которое может занимать по несколько часов.
    Во время таких поездок верующие могут испытывать определённые трудности с соблюдением религиозных предписаний, в связи с чем Всевышний даровал мусульманам милость в виде облегчённого варианта чтения намаза для путников.
    В Коране Создатель обращается к Своим рабам:
    «КОГДА ВЫ СТРАНСТВУЕТЕ ПО ЗЕМЛЕ, ТО НА ВАС НЕ БУДЕТ ГРЕХА, ЕСЛИ ВЫ УКОРОТИТЕ НЕКОТОРЫЕ ИЗ НАМАЗОВ» (4:101)
    Всевышний Аллах говорит (смысл): «…и Он не сделал для вас никакого затруднения в религии» (сура «Хадж», аят 78). То есть Аллах не предписал среди норм религии ничего, что приводит к изнурению и затруднению и ставит человека в затруднительную ситуацию. И где бы мусульманин ни оказался в затруднительной ситуации, Аллах облегчает ему положения религии, так что Его предписания всегда остаются приемлемыми и переносимыми.
    Путником по Шариату, согласно мнению большинства ученых, считается такой путник, который пробудет в определенном месте менее четырех дней, а расстояние от точки его отправления в путь будет составлять 83 км и более. В этом случае он является путником и имеет право по Исламу сокращать и совмещать молитвы.
    Аллах установил в намазе путника два облегчения:
1)    уменьшение числа совершаемых в намазе ракатов, которое называется «сокращение»;
2) совмещение двух намазов при совершении, посредством которого путник получает больше свободного времени, которое называется «объединение между двумя намазами».
           Сокращая обеденную (зухр) и послеобеденную (аср) молитвы до двух ракаатов и совмещая их. Можно их совершать во время обеденной молитвы или во время послеобеденной молитвы, как будет удобнее для самого путника.
          Предвечернюю молитву (магриб) не сокращает, а вечернюю молитву (иша) сокращает до двух ракаатов. Предвечернюю и вечернюю молитвы совмещает и совершает во время предвечерней молитвы или во время вечерней молитвы, как будет для него удобнее.
    Утренняя молитва (фаджр) не сокращается и не совмещается и совершается своевременно.
    Для того чтобы сокращение намаза было действительным, необходимо соблюдение следующих условий:
1. Сокращать намаз дозволено, когда человек находится в пути (сафар). Об условиях, которым такой путь должен соответствовать, будет сказано ниже.
2. Путник должен выехать за пределы зданий города. Если человек просто намерился отправиться в путь, но не выехал из города, ему нельзя сокращать и объединять намазы, поскольку такой человек ещё не является путником.
3. Путник не должен иметь намерения оставаться четыре дня, не считая дня приезда и дня отъезда, в месте, в которое он отправляется.
    Что же касается совершения желательных молитв (суннат) во время путешествия, то здесь мнения богословов также разошлись. Одни утверждают, что в пути верующим не следует выполнять намазы, кроме обязательных, другие же считают, что мусульманин вправе их совершать, но в полноценной форме, то есть не сокращая. Третьи и вовсе считают, что их следует совершать (восполнять), но в спокойной обстановке, а не во время нахождения в дороге.  
  
Объединение намазов делится на два вида:
Объединение, при котором второй намаз переносится на время первого; и объединение, при котором первый намаз переносится на время второго.
    Передаётся, что «Пророк (ﷺ) шёл в поход на Табук, и, когда он выдвигался до того, как солнце поднимется к зениту, он откладывал обеденный намаз, чтобы объединить его с послеобеденным и совершить их вместе. Если же он выдвигался после того, как солнце отклонилось от зенита, то сначала совершал обеденный и послеобеденный намаз вместе, после чего выходил в путь. Также, если он выдвигался до захода солнца, то откладывал вечерний намаз, чтобы совершить его вместе с ночным, если же он выдвигался после захода солнца, то переносил ночной намаз и совершал его с вечерним».
    Передвигаясь на различных видах транспорта, мусульманин не всегда имеет возможность совершить намаз как полагается. В подобных ситуациях для верующих также действуют некоторые послабления:
1. Молитва сидя или лёжа. В случае, если мусульманин не имеет возможности в транспорте прочитать намаз стоя, то он вправе молиться сидя, а если же и сидя не может, то он вправе молиться лёжа.
2. Молитва не по направлению к кибле. Нередко транспортные средства, например, автобус или поезд, постоянно меняют направление своего движения относительно сторон света, в связи с чем верующему трудно определить, где находится Кааба. В подобного рода ситуациях верующему дозволено совершать намаз в любую удобную сторону, даже если транспорт неоднократно делал повороты в тот момент, когда пассажир молился.

Возврат к списку


не показывать окно 5 дней x
Блог от MAIDENLY
Подпишись! И сможешь читать нас чаще